19.02.2019
Коррекционная деятельность.
Содержание коррекционной работы в школе тесно взаимосвязано с общеобразовательным процессом. Эта взаимозависимость осуществляется на всех этапах и во всех формах организации школьной деятельности. Работа наших педагогов постоянно направлена на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с нарушением зрения, свойств и качеств их личности.
Коррекционно-компенсаторная область учебного плана всех ступеней представлена предметами, направленными на коррекцию отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии школьников с тяжелой зрительной патологией.
Специальные коррекционные занятия выполняют следующие функции:
подготавливают слабовидящих, тотально слепых и имеющих остаточное зрение учащихся к освоению учебной программы класса;
развивают и совершенствуют сохранные функции зрительного анализатора;
формируют умения и навыки ориентировки в быту, в социуме, в окружающем пространстве;
развивают коммуникативные навыки;
корригируют нарушения в физическом развитии;
способствуют коррекции познавательной деятельности;
развитию творческих способностей.
Коррекционные занятия проводятся в различных формах: группах и подгруппах по 2-3 человека, индивидуально и фронтально. Группы и подгруппы формируются на основе тщательного изучения уровней развития ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника.
При делении обучающихся учащихся класса на подгруппы, возможно объединение обучающихся из параллельных или смежных классов в одну.
Время проведения групповых занятий 40 минут, подгрупповых и индивидуальных занятий составляет 20 минут. Особенности зрительного дефекта обуславливают выбор видов и методов коррекционной работы. Индивидуальные и мало-групповые занятия для тотально слепых и имеющих остаточное зрение учащихся, включены в учебный план I ступени (1-4 классы) и II ступени (5-7 классы). Коррекционные занятия тесно связаны с общеобразовательными уроками, имеющими коррекционную направленность. Коррекционно-компенсаторная область представлена следующими курсами: «развитие осязания и мелкой моторики, ритмики, ЛФК, часы предметно-практической деятельности в 5-8 классах используются для организации групповой работы учащихся по коррекции навыков манипулирования предметами и объектами деятельности; отработки общетрудовых, специальных умений и навыков при выполнении работ с техническими приспособлениями, инструментами и механизмами.
Организована школьная театральная студия «ВДОХНОВЕНИЕ» за счет часов пространственной ориентировки и часов СБО в старших классах, т.к. театральное творчество детей с недостатками в развитии позволяет реально улучшить их духовно-нравственное, социальное и физическое здоровье.
Все коррекционные занятия проводятся по специально утвержденному расписанию.
Развитие активности, самостоятельности, творческих способностей, физкультурное совершенствование детей позволяет им успешно адаптироваться в обществе и активно включаться в деятельность трудовых коллективов после окончания школы. Это и есть главная цель компенсаторной и коррекционно-воспитательной работы педагогов школы.
Последние годы делается акцент на организации полноценной, целесообразной, продуманной в деталях жизнедеятельности воспитанников средствами изобразительной, театральной деятельности и спорта.
Ставятся и реализуются следующие задачи:
1.Сформировать у ребенка принципиальную установку на творчество, научить чувствовать, хотеть, стремиться к созданию нового, обогащая свое мировосприятие.
2. Выявлять и развивать природные задатки и возможности слепого и слабовидящего ребенка в разнообразной, социально полезной и личностно-значимой деятельности.
3. Педагогически рационально, организовать культурно – досуговую деятельность детей, разнообразив ее различными видами творчества с использованием Арт– технологий:
Изобразительная и игровая терапия. I-звено.
Кукло-терапия. I, II-звено.
Театро-терапия – творческая студия «Вдохновение». I, II, III - звено.
4. Физическое совершенствование и спортивная подготовка (спортивные секции, лечебная физкультура, виды спортивных игр и состязаний).
Развивать потребности в здоровом образе жизни, приобщать к занятиям физкультуры и спорта (6-12 классы).
5. Использование инновационных программ, направленных на оптимизацию процессов оздоровления, обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.
Работа коррекционного блока ведется в соответствии с намеченными путями реализации программы формирования валеологического сознания у детей с нарушением зрения. Продолжают создаваться социально-психологические условия формирования коммуникативных навыков в совместной социально-одобряемой деятельности, а также формируются рациональные способы познания окружающего мира, путем приобщения уч-ся к культуре (в частности к театральной деятельности) и спорту. При правильной организации воспитания и обучения слабовидящего ребенка, формировании позитивных свойств его личности, мотивации общения и обучения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Стало традиционным составление, в конце учебного года, гистограмм результатов исследования уровня обученности учащихся жизненно-важным навыкам. Эти навыки способствуют овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, более положительным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия, а также являются серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий.
Для повышения уровня компетентности в вопросах здоровьесберегающих технологий в школе ежегодно, зам.директора по КР Сеидовой З. М., проводятся внутришкольные курсы по тифлопедагогике. Посещая эти занятия, молодые и вновь прибывшие педагоги осваивают рельефно-точечную систему Луи Брайля, совершенствуют свое педагогическое мастерство и углубляют знания в области дефектологии. Это позволяет им в дальнейшем наиболее эффективно решать задачи, ставящиеся перед ними в учебно-воспитательном процессе, успешно повышать свою квалификацию, сдавая на очередную категорию при аттестации. Экзамен по Брайлю в форме диктанта принимает опытный педагог – учитель русского языка и литературы Татаев М.Г.
Так же проводятся консультации индивидуального характера (Сеидова З.М., психолог) семинары, совещания при директоре на которых анализируются различные качества учащихся, влияющие на эффективность обучения и воспитания. Это: интеллектуальное развитие, учебная мотивация, коммуникативная компетентность, возрастные особенности и т.д.
Продолжают оставаться яркими событиями школьной жизни, созданные в коррекционном блоке: кукольный театр в начальных классах (организатор – Исаева Е.Н.) и театральный кружок в старших классах (организатор – Назарова Г.В.). Была проделана огромная работа по постановке спектаклей, изготовлению декораций, костюмов, кукол, музыкальному оформлению. Своими руками создаются новые декорации (художник-декоратор Сеидова З.М), костюмы (модельер Абдулаева С.А.), куклы техникой «Папье-маше».
Весенняя премьера спектакля «Навруз» (режиссер-постановщик Назарова Г.В.) демонстрировалась по местному телевидению. Была собрана папка и отправлена на республиканский конкурс «Музыкальные фантазии», где наша постановка заняла первое место.
Старшей группой школьного театра поставлена драма В.Шекспира «Король Лир» (1,2 части). Ребята с большим желанием принимают активное участие в общешкольных мероприятиях.
В прошлом учебном году был поставлен и показан новые спектакли-сказка «Репка», «Колобок».
Театральная студия школы систематически принимает активное участие в республиканских фестивалях детей-инвалидов, смотрах, конкурсах, занимая призовые места (таблица прилагается).